Top.Mail.Ru

Татьяна Меньшакова о ESC в Дании

Главная / Истории волонтеров / Татьяна Меньшакова о ESC в Дании

“Всем привет! Меня зовут Татьяна, и я хочу рассказать о своём незабываемом опыте — волонтёрском проекте ESC в Дании. На проект меня привело моё желание получить необычный опыт в педагогике, так как на тот момент я только закончила бакалавриат по специальности “преподаватель английского языка”.

Меня всегда интересовали новые подходы в обучении, возможно неформальные, когда образование рассматривается как что-то более широкое и глобальное, чем просто преподавание предмета. На протяжении полугода я подавала заявки на различные проекты неформального образования, пока счастливая случайность или судьба, кому как приятнее, не свели меня с проектом в датской Højskole – это особый тип неформальных школ в Дании, где нет предметов в привычном понимании, проще говоря, это школа жизни. Но я буду раскрывать её необычный феномен на протяжении своей статьи.

Мой проект находился в городе Egå — небольшом пригороде в 20 минутах езды на автобусе от Орхуса, второго по величине города в Дании. Расположение моего проекта помогло мне ощутить природу Дании во всей красе, за моим окном зачастую пробегали олени или зайцы. Также мне удалось прочувствовать и ритм большого города, ведь добраться до него было очень просто и удобно. Я жила совсем близко к морю, что, безусловно, очень приятное приложение.

Как только я приехала в школу, мой ментор сразу же устроил для меня экскурсию — школа впечатлила меня своими размерами, объемом и разнообразием материалов, а также уютом и творческой атмосферой. Я сразу поняла, что здесь будет очень много возможностей реализовать свой волонтёрский потенциал, попробовать что-то новое и просто наслаждаться этим беззаботным временем, посвящённому саморазвитию и самопознанию.

В Højskole проводят семестр или два (а иногда даже и три) подростки от 16 до 19 лет. Так как это неформальная ветвь образования, тут студенты могут научиться шить, петь, играть на музыкальных инструментах, фотографировать, снимать документальное кино, рассуждать о политике и философии, заниматься йогой, играть в футбол, выступать на сцене и тому подобное. По сути учитель обладает такой свободой, что может попросту начать преподавать то, что захочет или в чём он/она захочет начать разбираться. Так, например, один преподаватель начал учить ваять скульптуры, а другой – преподавать гендерную историю.

Особенность Højskole также заключается в том, что студенты живут в школе, поэтому такие дела, как уборка и мытьё посуды, также входят в их ежедневные обязанности. От того, как качественно каждый студент делает свою работу, зависит жизнь всей школы. Поэтому Højskole это также во многом коммьюнити, где каждый играет свою роль и создаёт её неповторимую атмосферу. Именно поэтому каждый семестр отличается друг от друга.

Неотъемлемая часть жизни Højskole — это пение. Каждое утро начинается с собрания в 10.00, где учителя выступают со своими историями из жизни. Каждый раз обязательно поётся песня, на датском или на английском. Также перед обедом проводится ещё одно собрание с песнопением. Музыка очень уважается в Дании, так и в школе в каждом помещении стоит фортепиано.

Учитывая всё разнообразие активностей и интересных классов, на которых мне также хотелось побывать, поначалу найти своё место как волонтёрке было не так-то просто. Я всегда очень много времени проводила в школе, практически весь день, жила я в трёх минутах ходьбы от неё, поэтому это не было проблемой. Я много времени проводила со студентами, общалась с ними, помогала иностранным студентам с документальными вопросами, просто смотрела с ними фильмы или готовила. Одна студентка учила в гимназии русский, я помогала ей его вспомнить (это был единственный человек, с кем я хоть немного говорила по-русски!). Также я заметила, что некоторые датские студенты неуверенно или стесняясь говорят по-английски, поэтому я начала вести кружок английского языка. Также в школе проводились тематические недели, так, на одной из них мы организовывали блошиный рынок. На моём мастер-классе мы плели различные украшения из бисера на продажу. Всем было очень приятно получать комплименты за проданную продукцию, сделанную своими руками. Я помогала чем могла, но мне всё равно всё время казалось, что я делаю очень мало, практически ничего. Но, по факту, в этом и заключалась моя работа!

Особенностью датского менталитета является тот факт, что коллеги-учителя не станут давать тебе указания или рекомендации чем заняться. Приветствуется твоя личная инициатива, желание помочь, что всегда встречается с радостью и поддержкой. Просто спросить учителей, чем я могу помочь, будет недостаточно. Скорее всего, учитель в ответ кивнёт, но дальнейших действий не поступит. Но если ты скажешь, например, что я могу помочь вам с ведением инстаграма, потому что я заметила, что вы делаете посты нерегулярно, однозначно сработает.

Этот метод помог мне смотреть на свою помощь более осознанно. Также я помогала некоторым учителям, например, я ассистировала и даже готовила свою часть урока на классах гендерной истории, философии и политики. Это было уже больше похоже на стандартный школьный класс, но со своими особенностями. Класс длился два часа (с 15-минутным перерывом), ну и главное — полная свобода, преподавай, что хочешь, в рамках курса, разумеется. Дискуссии и отхождение от темы также приветствуются, что конечно разительно отличается от привычных школьных уроков. Также мне предоставилась возможность организовать собственный класс — дискуссионный клуб. Было очень интересно почувствовать себя на месте преподавателя Højskole и получать комплименты от студентов после уроков.

Также интересная особенность организации жизни датских подростков — это свободное отношение к алкоголю. Каждую пятницу месяца в школе проводятся так называемые Friday Bars, где подростки могут купить себе лёгкий алкоголь, потанцевать и пообщаться со сверстниками в более расслабленной атмосфере. В Дании лёгкий алкоголь продаётся с 16 лет, а сама идея пятничных баров прямо в школе — распространённая практика для датских подростков. Таким образом, алкоголь не рассматривается как запретный плод, скорее как приятное дополнение. 

Пандемия коронавируса также не обошла нашу школу стороной. В середине марта в Дании был объявлен карантин, все школьные занятия были отменены. В день Х всех датских студентов отправили по домам на неопределённый срок, а студентам из других стран позволили остаться в школе, так как путешествия в Японию, США или Колумбию были бы куда более опасной затеей. И таким образом наша школа уменьшилась с 90 человек до 14 (включая меня и мою напарницу – волонтёрку из Испании). Мы невероятно сплотились за два с половиной месяца проживания в нашей маленькой семье. Так как уроков во время карантина быть не могло, мы организовывали своё время сами — устраивали языковые классы, спортивные уроки, уроки дизайна и так далее. Я люблю говорить, что мы оказались в лучшем месте на планете для проведения карантина — у нас было всё: кухня, спортивный зал, швейные машинки, краски, кисти; директор даже согласился купить нам небольшой надувной бассейн. Примерно за месяц до окончания проекта датские студенты вернулись в школу, и нам удалось завершить прерванный семестр, пусть и с новыми ограничениями.

Во время своего проекта у меня также было время для путешествий. Я побывала в Берлине, Гамбурге, Копенгагене и ряде других датских городов, Афинах, Вене и Мальмё. К сожалению, из-за пандемии многие планы пришлось свернуть, но несмотря на это, мне предоставилась отличная возможность попутешествовать по Европе и посетить красивые места.

Подводя итог своему проекту, я, пожалуй, как и многие скажу, что мой проект был самым лучшим! Разумеется для меня, моих интересов и целей. Я почувствовала, что стала настоящей частью комьюнити своей Højskole и даже датского общества. Я также рассматриваю свой проект как gap year, которого у меня до этого ни разу не было. И именно благодаря этому «перерыву» мне удалось осознать и переосмыслить многие вещи, понять мир и общество, в котором я живу, даже вдохновиться на дальнейшие позитивные изменения. Но ESC проект, как метко было сказано, is not the type of life which could last forever. ESC проект – это потрясающий жизненный трамплин, который не оставит ничью жизнь без позитивных изменений”.

Автор: Татьяна Меньшакова