В этой статье мы расскажем о том, кто такой ментор, какова его роль в осуществлении EVS проекта и как стать ментором иностранного волонтёра в России


 
Так как программа Европейской Волонтёрской Службы является программой неформального образования, особое внимание уделяется процессу обучения волонтёра, приобретению им новых компетенций, навыков, знаний и умений. Волонтёр учится не только в ходе осуществления своей деятельности, но и просто благодаря жизни в другой стране, ведь он сталкивается с новой обстановкой, новыми правилами, обычаями, традициями, системой ценностей. В процессе обучения волонтёра поддерживают остальные участники проекта. Прежде всего это ментор, координаторы из принимающей и отправляющей организаций, супервайзеры на проекте и другие волонтёры EVS.
 
В первую очередь волонтёр получает поддержку и помощь от ментора, который может стать для него самым близким и дорогим другом.
 
Если у волонтёра возникает более сложный, неразрешимый на бытовом уровне вопрос, ему следует обращаться за советом и помощью в принимающую организацию.
 
Если же волонтёр сталкивается с действительно серьёзными проблемами, ему следует писать или звонить в отправляющую организацию, в Национальное Агентство или ресурсный центр SALTO (в зависимости от ситуации).
 
В редких случаях волонтёр может обратиться в Европейскую Комиссию со своей глобальной проблемой. Это происходит в тех случаях, если ни одна из нижеперечисленных структур не смогла помочь волонтёру. 
 
Итак, ментор — это первый друг волонтёра, который оказывает ему различную поддержку в ходе проекта, человек, к которому волонтёр всегда может обратиться за помощью и советом, с вопросами и заботами. Ведь их возникает так много, когда волонтёр погружается в совершенно новую для него культурную среду!
 
 
 

Когда волонтёр приезжает на проект, он испытывает культурный шок. У всех он протекает по-разному: у кого-то он ярко выражен, у кого-то — нет. Волонтёру в любом случае необходима поддержка ментора.

 

Стадии и симптомы культурного шока волонтёра

 
Каждая стадия культурного шока характеризуется определёнными симптомами и разными видами поведения. Длительность и время начала каждой стадии могут различаться и зависят от волонтёра и окружающей его ситуации.
 
  1. Медовый месяц происходит в начале проекта. Волонтёру интересно все новое, он исследует, познает, учится. Волонтёр знакомится с новыми людьми, которые кажутся ему добрыми и отзывчивыми.
     
  2. Культурный шок. Волонтёр сталкивается с проблемами: с жильём, транспортом, магазинами, языковым барьером. У него нет ещё друзей, он не знает города и инфраструктуры. Он не понимает, почему люди ведут себя по-другому, не так, как принято в его стране (например, не улыбаются на улице или не целуются при встрече). Всё это ужасно расстраивает и раздражает. Живя в абсолютно новых условиях, человек сталкивается с самим собой как личностью. Ему может быть трудно понимать людей вокруг себя, не только их язык, но и стиль их поведения и высказываний. Новая среда бросает волонтёру вызов как личности, как человеку, несущему на себе багаж своей культуры и традиций.
     
  3. Начальное регулирование. Каждодневная деятельность (уборка, поход в магазин) больше не вызывает у волонтёра затруднений. Волонтёр ещё не очень хорошо говорит по-русски, но уже может что-то понимать и выражать свои мысли и идеи.
     
  4. Умственная изоляция. Волонтёр может чувствовать себя одиноким, так как давно не видел своих родителей и близких друзей. Многие волонтёры начинают думать, что не могут выразить и показать себя так же хорошо, как у себя дома. Часто языковой барьер не исчезает, и волонтёр чувствует себя «не в своей тарелке».
     
  5. Регулирование. Рутина (работа, дом, транспорт) исчезает, и волонтёр начинает наслаждаться жизнью. Проект начинает быть успешным, волонтёр понимает людей вокруг себя и может выразить свои идеи, а, главное, реализовывать их. Волонтёр начинает понимать русскую культуру, поведение, привычки и язык. Он привыкает к новым друзьям и соседям по квартире. Жизнь становится комфортной, волонтёр чувствует себя дома и не хочет уезжать.
Схематично это можно представить так:
 

Задачи ментора:
 
  • Чувствовать настроение волонтёра и подстраиваться под его поведение;
  • Выводить волонтёра из состояний культурного шока и умственной изоляции, помогая ему понять происходящее вокруг, «вытаскивая» волонтёра из дома и внимательно слушая рассказы о его родной стране;
  • Поддерживать волонтёра на всех эмоциональных стадиях.
Таким образом, роль ментора в осуществлении EVS проекта — ключевая, он является одним из главных участников проекта и, поддерживая волонтёра, следит за его процессом обучения. Если вы — EVS волонтёр, то у вас обязательно должен быть ментор. Если у вас возникают с ним проблемы, обратитесь к координатору из вашей принимающей организации и решите эту проблему.
 
Если же вы хотите помогать EVS волонтёрам на местном уровне и заинтересованы в менторстве, обратитесь к нам. Наши волонтёры есть в Нижнем Новгороде, Кирове и Петрозаводске. Пишите на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и мы скажем вам, кто приезжает к нам в ближайшее время! Для менторов мы обычно проводим мини-тренинги, чтобы перед приездом волонтёра они обладали всеми необходимыми знаниями. Мы стараемся, чтобы у волонтёра и ментора были одинаковые интересы, они подходили друг другу по возрасту и взглядам на жизнь, поэтому мы советуем волонтёру и ментору перед приездом созвониться по скайпу и пообщаться.
 
Таким образом,
Цели ментора:
 
  • общение;
  • культурный обмен;
  • обмен опытом;
  • языковая практика;
  • новые занятия, саморазвитие;
  • ответственность;
  • новые друзья и знакомства.

Обязанности ментора:
 
  • встретить волонтёра, рассказать об особенностях жизни в России и познакомить с местным сообществом;
  • помогать в сложных ситуациях и мотивировать;
  • выслушивать волонтёра, понимать и помогать советом;
  • сопровождать в походах к врачу, если волонтёру это требуется;
  • знать программу Европейской Волонтёрской Службы;
  • знакомить волонтёра с особенностями русской культуры;
  • знакомить с городом, транспортной системой, магазинами;
  • проявлять инициативу;
  • учитывать индивидуальные особенности волонтёра;
  • помогать разрешать конфликты между волонтёром и принимающей организацией;
  • связаться с волонтёром до начала проекта;
  • помогать осваивать русский язык.

Права ментора:
 
  • помогать знакомиться с проектом, с персоналом на проекте;
  • помогать на проекте, помогать с переводом;
  • иметь ограничения общения с волонтёром по времени;
  • иметь возможность установить рамки общения;
  • право свободного времени;
  • задавать вопросы и знать о том, что делает волонтёр.

Подробная информация есть также на сайте программы Erasmus+.
 
Руководство по менторству ты можешь скачать во вкладке Downloads.
 
 
 
Яндекс.Метрика
© 2017 CФЕРА