Top.Mail.Ru

ESC в демократической школе во Франции

Главная / Истории волонтеров / ESC в демократической школе во Франции

История нашей волонтерки Алёны Варанкиной, которая с Камчатки отправилась на долгосрочный ESC проект в отдаленную деревеньку во Франции 😊

“Впервые о ESC (тогда он ещё назывался EVS) я услышала чуть больше года назад. Интересные проекты за границей, оплачиваемое жильё и проезд – прямо возможность мечты. Тогда мне казалось, что стать участником такой программы очень сложно, и для этого нужно будет приложить титанические усилия, написать сотню писем, составить столько же резюме и т.д. На деле же оказалось, что гораздо важнее найти подходящую организацию и проект, который будет соответствовать моему опыту и интересам.

Мне всегда нравилось работать с детьми и не нравились общеобразовательные школы, поэтому проект, связанный с альтернативными методами обучения, который я увидела в группе Сферы прошлой весной, показался мне идеальным. В итоге я отправила всего одно резюме и одно письмо, прошла одно собеседование и семь месяцев назад уехала с Камчатки, чтобы на год поселиться во французской деревеньке и стать волонтёром в демократической школе. За это время я ни разу не пожалела об этом решении, несмотря на некоторые сложности.

Жить вдали от больших городов для меня оказалось непросто. В нашей деревне еду можно купить только на небольшом рынке, который проходит два раза в неделю. Никаких магазинов и кафе здесь нет, но, к счастью, есть французские волонтёры, с которыми без проблем можно съездить в супермаркет в соседнюю деревню. Закупаться обычно приходится на неделю вперёд, и к этому я до сих пор не привыкла.

Зато и люди здесь совсем другие – приветливые, доброжелательные, ведут более экологичный образ жизни, заботятся о здоровом питании, так что, если вас интересуют эти темы, вы можете встретить здесь много интересных собеседников. Ещё из плюсов – тёплая зима, потрясающие пейзажи и самое звёздное небо, которое я когда-либо видела.

Работа в демократической школе тоже имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, это место очень не похоже на то, что мы привыкли называть «школой»: здесь нет обязательных уроков, звонков, оценок и деления на классы. Дети сами выбирают себе занятие по душе. В их распоряжении классы, обустроенные по системе Монтессори, медиатека, зал для занятий музыкой и просмотра фильмов, юрты для свободных игр и огромное пространство вокруг школы. Все занятия проводятся в форме мастерских  – «ателье». После каждых каникул в школе проходит ярмарка умений, где все желающие (волонтёры, родители и сами дети) предлагают ателье, которые они готовы организовать.

Помимо проведения занятий у волонтёров в школе много других дел: помощь преподавателям в Монтессори классах для малышей (3-6 лет) и ребят постарше (6+), voltige (что-то вроде дежурного, который обходит территорию школы, отмечает присутствующих, объявляет ателье и помогает во время обеда в столовой), уборка и обустройство классов. Раз в неделю мы обязательно участвуем в двухчасовом собрании, на котором решаются все организационные вопросы, несколько раз в месяц по желанию можем посещать обучающие встречи по ненасильственному общению, методике Монтессори и альтернативному образованию в целом (например, в прошлом месяце к нам приезжал поделиться опытом Рафаэль Мелладо из альтернативной школы в Париже). Так как я до приезда сюда знала об альтернативном образовании чуть больше, чем ничего, обучение в школе оказалось для меня очень полезным, и я узнала тут
действительно много нового.

К сожалению надо признать, что La Ferme des Enfants переживает сейчас не лучшие свои времена. Как и многие другие демократические школы, она испытывает финансовые сложности и давление со стороны министерства образования. Большую часть коллектива составляют волонтёры (ESC, Service Civique и просто bénévoles, которые работают за еду и жильё). Это значит, что нагрузка у них частенько оказывается не меньше, чем у постоянных работников школы.  К тому же, большинство из них приезжает сюда на девять-десять месяцев, поэтому значительная часть команды меняется каждый год. Дел в школе всегда много, и для меня в этой ситуации оказалось очень важным научиться самостоятельно определять мою норму работы и говорить «нет» до того, как я окончательно устану. Получилось это не сразу, но когда получилось, жить стало гораздо легче.

Вообще, проект даёт возможность узнать о себе много интересного и посмотреть на мир совсем по-другому. Это время путешествий, новых встреч и открытий, возможность попрактиковать иностранные языки и познакомиться поближе с культурой другой страны. Это не всегда легко, но определённо стоит того.

Для тех, кто хочет больше узнать о демократической школе, задать вопросы о моём опыте или поделиться своим – я на связи здесь.

Автор: Алёна Варанкина